5 Популярных статей

Харбино-Гиринская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск во время советско-японской войны.

Создан:

Хингано-Мукденская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск.

Создан:

Сэйсинский десант — морской десант, высаженный кораблями советского Тихоокеанского флота в ходе советско-японской войны.

Создан:

Сражение за Хусынне — бой, произошедший 24 сентября 1939 года в районе усадьбы Хусынне.

Создан:

Уманско-Ботошанская операция — фронтовая наступательная операция советских войск 2-го Украинского фронта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Бой у мыса Сарыч

Бой у мыса Сарыч

Бой у мыса Сарыч

План битвы шапка Сарыч (Бой у мыса Сарыч) в 1914 году.

Дата:

5 (18) ноября 1914 г.

Место:

Чёрное море

Итог:

Немецкие крейсера вышли из боя

Противники

Германия Кайзеровские ВМС 

Германия Кайзеровские ВМС

Россия Черноморский флот 

Россия Черноморский флот

Османская империя 

Османская империя

 

Командующие

Контр-адмирал В. Сушон

Адмирал А. А. Эбергард

Силы сторон

Линейный крейсер Гебен, лёгкий крейсер Бреслау

Линейные корабли Евстафий, Иоанн Златоуст, Пантелеймон, Три Святителя и Ростислав, крейсера Память Меркурия, Кагул, Алмаз, эсминцы Гневный, Дерзкий, Беспокойный, Пронзительный, Лейтенант Шестаков, Капитан Сакен, Лейтенант Зацаренный, Капитан-лейтенант Баранов и еще 4

Потери

Убито 16

Убито 33, ранено 25

Бой у мыса Сарыч— боевое столкновение Российской черноморской эскадры с немецкими крейсерами «Гебен» и «Бреслау». Произошло 5ноября 1914. Бой свелся к перестрелке между линкором «Евстафий» и «Гебеном». Оба корабля получили повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, немецкие крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти.

Предшествующие события

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же «Гебена» в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гебена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у российских крейсеров и новых линейных кораблей. В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение «Гебена» в прямом бою.

Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября «Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир— капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А.А.Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Ход боя

Встреча произошла 5 (18) ноября примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер Алмаз, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гебен» с «Бреслау».


Группа броненосцев русского Черноморского флота. Первый — «Евстафий»

Русские корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донес: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным— в скорости российские крейсера значительно уступали «Гебену», и он мог бы успеть атаковать один из них.

Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку «Гебена» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В.И.Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В.М.Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф.А.Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами.

Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых (7— 6 км) 30 снарядов крупного калибра («Евстафий»— 12, «Иоанн Златоуст»— 6, «Три Святителя»— 12). «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М.И.Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гебену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К.А.Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау»— два 254-мм и шесть 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий.

Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1-го ранга М.П.Саблин, находившийся на «Гневном», повел эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил ее по приказу командующего флотом.


Повреждения броневого пояса «Евстафия»

Первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» накрыл «Гебен». Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания, 33 человека было убито и 25 ранено.

Оценка результатов

Бой показал, что «бригада старых броненосцев оказалась вполне способна дать отпор линейному крейсеру». Вместе с тем русские продемонстрировали «прекрасную выучку артиллеристов Черноморского флота и очень слабую подготовку командного состава. Практически ни разу не удалось организовать хотя бы отдаленное подобие сосредоточенного огня, что практиковалось во время довоенных учений».

Примечания

  1. Больных А. Морские битвы первой мировой: Трагедия ошибок.М., 2002. — стр.247-249.
  2. 16 августа 1914 года «Гебен» и «Бреслау» формально были переданы Турции, и получили названия соответственно «Yavuz Sultan Selim» и «Midilli», однако они сохранили немецкие экипажи и командующего, поэтому в тексте обозначены под оригинальными именами и принадлежностью к Кайзеровскому флоту Германии.
  3. Во время Ютландского сражения (1916) бой между линейными крейсерами шел на дистанции 14км.
Просмотров: 120
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

Северо-Восточная Русь — термин, принятый в современной историографии для обозначения группы русских княжеств в междуречье Волги и Клязьмы в IX—XV веках.

Создан:

Прибалтийская операция 1944 года — стратегическая наступательная операция советских войск.

Создан:

Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Крымом.

Создан:

Третья битва за Харьков — боевые действия весной 1943 (19 февраля — 14 марта) на южном участке фронта в районе Харькова и Воронежа.

Создан:

Взятие Данцига — взятие немецкого города Данцига силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии в марте 1945 года.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Комментарии

Оглавление