5 Популярных статей

Харбино-Гиринская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск во время советско-японской войны.

Создан:

Хингано-Мукденская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск.

Создан:

Сэйсинский десант — морской десант, высаженный кораблями советского Тихоокеанского флота в ходе советско-японской войны.

Создан:

Сражение за Хусынне — бой, произошедший 24 сентября 1939 года в районе усадьбы Хусынне.

Создан:

Уманско-Ботошанская операция — фронтовая наступательная операция советских войск 2-го Украинского фронта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Бомбардировка Горького

Бомбардировка Горького

Бомбардировка Горького

Построение 322-й стрелковой дивизии на Советской площади перед отправкой на фронт

Дата:

4 ноября 1941 — 23 июня 1943

Место:

СССР РСФСР

Итог:

Победа Красной Армии

Противники

Флаг СССР 

СССР

Флаг Третьего рейха 

Германия

Командующие

Флаг СССР 

Н. В. Марков

Флаг Третьего рейха 

Т. Ровель

Флаг СССР 

В. М. Добрянский

 

Флаг СССР 

С. В. Слюсарев

 

Флаг СССР 

Н. Г. Алифанов

 

Силы сторон

Неизвестно

Неизвестно

Потери

Неизвестно

Неизвестно

Горький подвергался массированным авиаударам с 1941 по 1943 годы. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью, во время которых на город были сброшены 33934 зажигательных бомб и 1631 фугасная.

Горький перед началом бомбардировки

Город попал в поле зрения немцев ещё при разработке операции «Барбаросса» по разгрому СССР. Он тогда был одним из крупнейших производителей и поставщиков вооружения Красной Армии. Полный захват Горького и переход его под свой контроль планировался нацистской Германией во второй половине сентября 1941 года. Сначала фашисты должны были уничтожить оборонную промышленность города — Горьковский автозавод, заводы имени Ленина, «Сокол», «Красное Сормово» и «Двигатель Революции». После захвата в нём планировалось создать Генеральный округ Горький или Генеральный округ Нижний Новгород, входящий в Рейхскомиссариат Московия. Горьковский машиностроительный завод планировалось переоборудовать под выпуск немецкой военной техники.

31 октября 1941 года на автозавод пришло распоряжение И. В. Сталина о том, что необходимо резко увеличить производство лёгких танков Т-60 и в ближайшие 2-3 дня начать по 10 танков в день, так как Башзавод не мог полностью выполнять своих функций.

Руководство города знало, что Горький в любой момент может подвергнуться атаке немецкой авиации и было необходимо укреплять ПВО города и маскировать заводы. Однако, необходимые меры не были доведены до конца и особенно отставала маскировка объектов. На радиотелефонном заводе № 197 им. Ленина прошло экстренное совещание, посвящённое маскировке завода. После него, 1 ноября был утверждён план, согласно которому необходимо было придать заводу вид жилого поселка на окраине Горького. В плане противовоздушной обороны завод был полностью готов.

Командующим Горьковским бригадным районом ПВО был назначен Н. В. Марков, в октябре 1941 года. Прибыв в Горький, он увидел, в каком плачевном состоянии находилась оборона города, который был буквально «напичкан» важнейшими стратегическими объектами. В нём имелось всего около 50 зенитных орудий и несколько прожекторов.

Атаки немецкой авиации


Немецкая карта захвата Горького, с указанием целей для бомбардировок

Ноябрь 1941 года

Вражеские налёты на Горький начались в октябре 1941 года. Немецкие самолёты разведывали обстановку в городе. Они пролетали через весь город на большой высоте, «зависая» над автозаводом. После этого начались бомбардировки в Дзержинске Горьковской области.

Днём 4 ноября нацистские самолёты появились в небе на Горьким. Они летели очень низко, чуть ли не задевая крыши домов. Летели они поодиночке или группами по 3-16 машин. Поначалу горьковчане приняли их за немецкую разведгруппу, поэтому просто наблюдали за полётами. Основной целью Люфтваффе стал Горьковский автозавод. К нему летели сразу два бомбардировщика. Один из них пронёсся на проспектом Молодёжным и направился прямиком к автозаводу. По рассказам очевидцев, самолёт стремительно приближался к ремонтно-механическому цеху завода. Затем из самолёта начали падать первые бомбы. Раздался жуткий грохот. Повсюду летели обломки цеха и корпусов, огонь вырывался наружу и всё заволокло дымом. Затем бомба упала в заводской столовой. Все, кто находился внутри мгновенно погибли. На заводе поднялась паника и все рабочие бросились на проходные. Но вахтёры отказались выпускать людей с завода и не открывали двери. Тогда люди стали перелезать через ворота. В тот момент вражеский «Хейнкель» уже развернулся и, подлетая к проходным, выпустил множество пулемётных очередей по толпе. Затем он скрылся, пролетая над Автозаводским районом и расстреливая по пути перепуганных горьковчан. Люди на ходу выпрыгивали из трамваев и автомобилей, пытаясь добежать до убежищ.

Второй самолёт полетел к Автозаводской ТЭЦ. Он сбросил на неё две бомбы. Одна из них полностью разрушила строящуюся новую часть здания. Вторая же только проломила крышу и застряла в стропилах, но не взорвалась.

Разрушенные цеха Горьковского автозавода после бомбардировки немецко-фашистскими захватчиками. Ноябрь 1941 года

В это же время третий бомбардировщик совершил налёт на завод имени Ленина в Ворошиловском районе. От ударов оказались полностью разрушены 2 цеха — деревообрабатывающий и сборочный. Два других цеха получили сильные повреждения, а электроподстанция № 3 была выведена из строя взрывной волной. На соседнем заводе имени Фрунзе, в цехах, выбило окна и обсыпалась штукатурка. На заводах и на, расположенной неподалёку, станции Мыза началась паника и рабочие, бросив свои места бросились к проходным.

Бомбардировщик, тем временем, полетел в центр Горького, осматривая местные достопримечательности. Над Кремлём он сделал «круг почёта» и, после этого, скрылся. К сожалению, в тот день, кремлёвская оборона ещё не была готова. Работник обкома ВКП(б) Анна Александровна Коробова, после этого, вспоминала:

«Во время перерыва между заседаниями мы вышли на улицу и к своему ужасу увидели чёрный самолет со свастикой, описывающий круг над Кремлем. При этом летчик высунулся из кабины и даже помахал нам рукой! После этого мы вернулись в здание и нам сообщили — только что разбомбили завод им. Ленина, его директор Кузьмин погиб…»

Последствия бомбардировки завода им. Ленина в Горьком. Ноябрь 1941 года


Последствия бомбардировки завода им. Ленина в Горьком. Ноябрь 1941 года

Чуть позже со стороны Анкудиновки появился ещё один самолёт. Он направился в сторону «Двигателя Революции». Подлетев к заводу, он сбросил на него мину ВМ1000. Мощный взрыв, прогремевший в силовой станции, повалил на пол работников завода, засыпав их осколками стёкол. В здании начался огромный пожар. Взрывной волной и осколками были повреждены линии электропередач, и часть Ленинского района осталась без электричества.

Спустя полчаса, около 5 часов вечера, после налёта на дизельный завод «Двигатель Революции», к городу подлетели ещё два «Хейнкеля». К тому времени в Горьком уже стало темнеть. Самолёты снова летели к автозаводу. Они сбросили несколько бомб на территорию ГАЗа, но из-за темноты и дыма пилоты не смогли точно прицелиться. Большинство бомб упали между корпусами и на пустырях. На этот раз вторжение не осталось незамеченным, и вражеские самолёты были атакованы отрядом истребителей и тремя ЛаГГ-3 авиаотряда майора Николая Алифанова. Но атака была отбита. «Хейнкели» повредили 2 советских самолёта. Ещё спустя полчаса горьковчане вновь заметили вражеский самолёт. Пролетая над автозаводом, он сбросил на монтажный цех 3 бомбы. Затем он развернулся и ударил по «Двигателю Революции» и станкозаводу. Через 20 минут атака на ГАЗ повторилась. Однако, эти бомбардировки оказались почти безрезультатными для немецко-фашистских лётчиков. Бомбы падали мимо целей, нанося незначительный ущерб зданиям. После этих бомбёжек в Горьком наступило затишье.

Но оно было недолгим. Примерно в половине десятого вечера вражеский самолёт Люфтваффе опять появился в горьковском небе. И в этот раз он нацелился на автозавод и сбросил на цеха 4 бомбы. После этого он полетел в Ленинский район и выпустил по нему 10 фугасных бомб. После этой бомбардировки жители города начали устранять последствия. В час ночи, со стороны Москвы, на Горький налетели три бомбардировщика. Они как раз возвращались после обстрела столицы. Система оповещения города не работала, поэтому уже совсем скоро бомбы вновь засвистели на головами горьковчан. Спустя 20 минут на автозавод упала ещё одна мина. Удар был такой силы, что взрывная волна прокатилась по всем цехам, уничтожая на своём пути и станки, и людей. Фугасы падали на Октябрьской улице, в посёлках Нагулино и Гнилицы.

Однако, местная газета «Горьковская коммуна» ни словом не обмолвилась о налётах на город.

Июнь 1943 года


Разрушенный цех Горьковского автозавода, после бомбардировки немецко-фашистскими захватчиками.

Утром 4 июня немцы изучали карты Горького. Разрабатывались схемы полётов и тактика бомбардировок. Поначалу офицеры Вермахта думали, что целью станет Москва, однако, позднее стало понятно, что налёт предстоит на крупнейший центр производства и промышленности.

Около 22:30 штаб Горьковского ПВО получил тревожное сообщение из Москвы о том, что большая группа бомбардировщиков прошла от линии фронта над Тулой и движется на северо-восток. В 23:56 был подан сигнал воздушной тревоги. Он был принят и продублирован по всему городу на заводах, ж/д станциях и административных учреждениях. Но, как оказалось, после гудка сирен, на многих объектах была проявлена халатность при светомаскировке и обороне. Так на крупной железнодорожной станции Горький-Сортировочный были демаскированы несколько окон, освещавшие противнику территорию депо. В результате этого, было отключено центральное освещение во всём городе. Зенитчики стали готовиться к отражению налёта и над городом появились аэростаты заграждения.

В 00:10 с постов ВНОС в Вязниках и Кулебаках стали докладывать о приближении вражеской авиации к центру Горького. Затем поступили донесения, что первые самолёты уже на подходе к городу. Первыми стали стрелять зенитные установки 742-го ЗенАП, затем подключилась артиллерия с других секторов.

Первые вражеские самолёты сбросили над Горьким несколько осветительных бомб. Чтобы дезориентировать советские ПВО и не дать понять, что является главным объектом бомбардировки, бомбы освещали сразу 4 района: Автозаводский, Ленинский, Сталинский и Кагановический. Также была сброшена, так называемая, «люстра» над Окским мостом.

Первая группа Ju-88 атаковала водозаборные станции на Оке и водопровод Автозаводского района. Прямым попаданием был уничтожен узел управления водоснабжением и теплофикацией. Несколько бомб попали в Автозаводскую ТЭЦ, в результате чего были остановлены все турбогенераторы. Вышла из строя заводская электроподстанция. ГАЗ оказался отрезанным от водоснабжения и полностью обесточен.

Следом, к городу подошли группы «Юнкерсов» и «Хейнкелей». Их основной целью стал ГАЗ. Помимо фугасных иосколочных бомб в их арсенале были также и зажигательные. Секторы завода были разделены между эскадрильями. Главный удар пришёлся по кузнечному, литейному и механосборочному цехам. От попадания фугасных и зажигательных бомб в механосборочном цехе № 1 начался крупный пожар.

В ту ночь отражение налёта оказалось крайне неэффективным. В зенитных полках отсутствовало оперативное управление огнём. Команды приходили на батареи с запозданием и не отвечали реальной ситуации в Горьком. Во время бомбардировки связь с командованием оказалась полностью оборвана. Взаимодействие с прожектористами также отсутствовало, поэтому ни один вражеский самолёт, попавший под прожектор, обстрелян не был. В неудачной обороне сыграло роль долгое затишье на городом, когда казалось, что война уже далеко.


Отражение авианалёта на Горький

Тем временем на город шла замыкающая группа бомбардировщиков. По воспоминаниям лётчиков над городом поднималось огромное пылающее облако и клубы дыма, что мешало точно прицелиться и попасть в цель. В результате Люфтваффе сбросили бомбы на окрестные дома и посёлки. Были разрушены множество жилых домов и бараков в Автозаводском районе, Американском посёлке и посёлке Стригино.

Противовоздушная оборона и защита города

В октябре 1941 года на аэродром города Сейма Горьковской области прибыл полковник С. В. Слюсарев, чтобы принять три новых полка, оснащенных истребителями ЛаГГ-3. Здесь он пробыл некоторое время, пытаясь наладить неспокойную обстановку в городе.

После ноябрьских налётов на Горький полковник получил приказ от товарища Сталина немедленно отбыть в город для обороны «Горьковского района», как выразился главнокомандующий. Слюсарев отправился в путь в ту же ночь, несмотря на снегопад и мороз. Позднее он рассказывал:

«Встала проблема, как мне добраться до Горького. Темная ночь, дорога пустая и безлюдная. Решил идти пешком до города, а расстояние от Сеймы до Горького около 50 км. Через час моего хода в направлении к Горькому появился автомобиль ЗИС-101. Встал я поперек дороги и поднял кверху руку, но шофер обошел меня справа и продолжал уходить на повышенной скорости в сторону города. Я выхватил револьвер и открыл стрельбу вверх. Пассажиры этой машины, наверное, испугались и остановились. Это были какие-то руководящие „товарищи“ из Москвы. После резкого разговора с ними я сел в машину и к рассвету доехал до Канавино, где в то время располагался Горисполком.»

Первым же делом полковник Слюсарев распорядился установить дневное и ночное патрулирование Горького. Сделал он это, скорее, для успокоения напуганных бомбардировками горьковчан. Сразу после этого решения он направился обратно в Сейму, где располагались 8 авиаполков. О приказал рассредоточить их по аэродромам дивизионного района.

В декабре оргкомитетом было принято решение о создании нескольких больших бомбоубежищ в Верхней части города. К 15 февраля 1942 года предполагалось соорудить 5 объектов:


Работы по восстановлению главного конвейера Горьковского автозавода, почти полностью разрушенного, после налёта немецко-фашистской авиации.

  1. Кремль — Ивановский съезд под Мининским садом,
  2. Набережная им. Жданова — напротив Горьковского индустриального института,
  3. Почтовый съезд на улице Маяковского,
  4. Ромодановский вокзал,
  5. Овраг в конце ул. Воробьева.

Их строили 2300 человек. Так же, по всему городу и его границам рыли окопы и возводили оборонительные укрепления. Однако, впоследствии они не понадобились, так как 5 декабря 1941 года Красная Армия перешла в наступление.

Маскировка Горького

Помимо противовоздушной обороны города, правительство Советского Союза применило хитрую тактику. Было принято решение построить в Горьком ряд «ложных объектов». В архиве Нижнего Новгорода сохранился документ под названием: «Постановление Горьковского городского комитета обороны „О строительстве ложных объектов промышленных предприятий г. Горького“» от 1 августа 1942 года.

Цитата из статьиВ целях отвлечения самолетов противника от оборонных объектов, комитет обороны постановляет: 

1. Создать на подступах к г. Горькому ряд ложных объектов, имитирующих действительные оборонные объекты города.

Предоставленную Горьковским корпусным районом ПВО и штабом МПВО города Горького дислокацию ложных объектов утвердить.

Предложить директорам заводов: №21 «…», № 92 «…», № 112 «…», автозавода им. Молотова «…», им. Ленина «…» и стеклозавода имени М. Горького «…» немедленно разработать проекты ложных объектов, согласовать их со штабом МПВО города и осуществить строительство в срок до 15-го августа с.г.

Директорам указанных предприятий обеспечить объекты связью и особыми командами для охраны и выполнения специальных указаний командования в условиях воздушных налетов.

3. Порядок оперативного ввода в действие ложных объектов разработать командующему Горьковским корпусным районом ПВО совместно с начальником МПВО города Горького.

Председатель Горьковского комитета обороны М.Родионов

Цитата из статьи

В результате этого постановления в деревне Мордвинцево, рядом с Федяково, был выстроен огромный муляж Автозавода. Он был сделан, в основном, из стекла и фанеры. Ночью на его территории горел свет, который с запозданием выключался после объявления воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики начинали путаться и бомбили муляж вместо самого завода.

Ещё одним важным стратегическим объектом для маскировки являлся завод «Двигатель Революции». Он к тому времени был уже изрядно разрушен, однако продолжал работать. Для его маскировки горьковчане применили «московскую» технологию раскраски улиц. Прямо по улице и по самому заводу были нанесены рисунки, изображающие частные дома и городскую застройку. Таким образом они «продлили» деревню Молитовка прямо на территорию завода. «Двигатель Революции» визуально исчез для лётчиков. С большой высоты было видно только ложную деревню.

На Канавинском мосту применили иную технологию маскировки. Для этого на воду были спущены катеры, которые всё время находились рядом с мостом. При объявлении воздушной тревоги они выпускали специальную плотную дымовую завесу. И, как только фашисты ни старались уничтожить мост, им это не удавалось из-за плохой видимости.

Просмотров: 263
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

Усть-Тосненский десант — десант, высаженный катерами Ленинградской военно-морской базы.

Создан:

Куликовская битва (Мамаево или Донское побоище) — сражение войск русских княжеств с ордынцами 8 сентября 1380 года.

Создан:

Выборгско-Петрозаводская операция - наступление советских войск в Карелии в 1944году.

Создан:

Рогачевско-Жлобинская наступательная операция — фронтовая операция войск правого крыла Белорусского фронта.

Создан:

Калинковичско-Мозырская наступательная операция — наступательная операция советских войск Белорусского фронта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Комментарии

Оглавление