5 Популярных статей

Харбино-Гиринская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск во время советско-японской войны.

Создан:

Хингано-Мукденская наступательная операция — операция Красной Армии против японских войск.

Создан:

Сэйсинский десант — морской десант, высаженный кораблями советского Тихоокеанского флота в ходе советско-японской войны.

Создан:

Сражение за Хусынне — бой, произошедший 24 сентября 1939 года в районе усадьбы Хусынне.

Создан:

Уманско-Ботошанская операция — фронтовая наступательная операция советских войск 2-го Украинского фронта.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Десант в Лиинахамари

Десант в Лиинахамари

Десант в Лиинахамари

Десант в Лиинахамари

Дата:

12 октября — 14 октября 1944 года

Место:

Арктика, Советский Союз

Итог:

победа РККА

Противники

Флаг СССР 

СССР

Флаг Третьего Рейха 

Германия

Командующие

Флаг СССР 

А. Г. Головко

Флаг Третьего Рейха 

Лотар Рендулич

Силы сторон

Флаг СССР 

 

660 человек, 14 катеров

Флаг Третьего Рейха 

Неизвестно

Потери

Флаг СССР 

 

1 катер, 20 человек погибшими (на мысе Крестовый)

Флаг Третьего Рейха 

Неизвестно

Десант в Лиинахамари 12 — 14 октября 1944 года — тактический морской десант, высаженный Северным флотом в ходе Петсамо-Киркенесской операции Великой Отечественной войны.

Десантная операция была проведена на высоком уровне и увенчалась полным успехом: 14 октября окрестности порта и важные дороги вдоль побережья были очищены от противника, а на следующий день штурмом был взят город Петсамо (Печенга).

План и подготовка операции

Порт Линахамари был главной базой для вывоза никеля из стратегически важных для Германии месторождений в районе города Петсамо, а также одной из важнейших военно-морских баз кригсмарине на побережье Баренцева моря. Эта база играла огромную роль в борьбе с советским Северным флотом и арктическими конвоями союзников в СССР, а также находилась на передовом рубеже обороны оккупированной немцами Норвегии от наступающей Советской армии. Порт и гавань Линахамари были превращены в мощный оборонительный район во фьорде Петсамовуоно. Узкий и глубоководный вход во фьорд был окружен высокими скальными берегами, у входа в который немцами была создана трёхслойная плотность артиллерийского и пулемётного огня, а в глубине залива — пятислойная. От входа в фьорд до порта расстояние составляло 18 миль, которые предстояло преодолевать в таких условиях. В целом система обороны Линахамари и залива насчитывала 4 береговые батареи 150 и 210-миллиметровых орудий, 20 батарей 88-миллиметровых зенитных орудий противовоздушной обороны, оборудованных для стрельбы по наземным и морским целям. Ключом к позиции была батарея 150-миллиметровых орудий (4 орудия) на мысе Крестовый (Ристиниеми), которая держала под обстрелом весь залив Петсамовуоно и гавань порта Линахамари. Рядом была размещена 4-х орудийная батарея 88-м орудий. В порту на причалах были оборудованы железобетонные доты с бронированными колпаками.

Первоначально десантная операция при планировании наступления в Заполярье не намечалась, однако силами флота велась тщательная разведка местности. Поэтому, получив в ходе начавшейся операции сообщение командующего Карельским фронтом Маршала Советского Союза К. А. Мерецкова о спешном отступлении немецкой 20-й горной армии под командованием генерал-полковника Лотара фон Рендулича и желательности участия флота в срыве его планомерного отступления, командующий флотом предложил произвести высадку в наиболее укрепленный и важный, но при этом и наиболее разведанный порт Линахамари. Замысел операции состоял из захвата 2-х батарей на мысе Крестовый, после чего ночью в Линахамари высаживался морской десант. Особое внимание обращалось на подготовку командиров катеров высадки. Так, командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко лично проводил специальные совещания с командирами катеров. Он же лично осуществлял общее руководство операцией.

Захват батарей на мысе Крестовый


Мыс Крестовый (в центре). Вид с Линахамари.

Операцию по захвату батарей на мысе Крестовый проводили разведывательный отряд Северного оборонительного района(командир майор И. П. Барченко-Емельянов) и 181-й отряд особого назначения Северного флота (командир лейтенант В. Н. Леонов) — всего 195 человек. Ввиду непрерывного наблюдения за морем со стороны противника, отряды были высажены тремя торпедными катерами ещё 9 октября 1944 года в заливе Пунайнен-лахт, в нескольких десятках километров от цели, и с соблюдением тщательной маскировки совершили скрытный пеший переход к цели.

После короткого боя днём 12 октября 181-й отряд особого назначения овладел 88-мм батареей, а разведывательный отряд Северного флота блокировал 150-мм батарею и вступил в бой с её артиллеристами. Этот бой имел крайне упорный и драматический характер, но в результате эта батарея в ходе прорыва катеров с десантом в порт огонь открыть не смогла, а затем её орудия были подорваны самими немцами. Утром 13 октября на мыс была доставлена усиленная разведывательная рота из состава 63-й морской стрелковой бригады, после чего уцелевший гарнизон батареи (78 человек) капитулировал. Потери диверсионного отряда составили 53 человека убитыми и ранеными.

Прорыв катеров с десантом в порт


Порт Лиинахамари, 1930-е

Прорыв катеров с десантом начался вечером 12 октября 1944 года. Исходным пунктом перехода отряда десанта был полуостров Рыбачий. Личный состав десанта был укомплектован из личного состава 349-го отдельного пулемётного батальона, 125-го полка морской пехоты, добровольцами с кораблей флота, насчитывал 660 человек (командир десанта – командир пулемётного батальона майор И. А. Тимофеев). Передовой отряд прорыва включал 2 торпедных катера (командир отряда Герой Советского Союза командир отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Северного флота капитан-лейтенант А. О. Шабалин), первый эшелон десанта – 5 торпедных катеров (командир капитан 2-го ранга С. Г. Коршунович), второй эшелон – 1 торпедный катер и 6 сторожевых катеров (командир капитан 3-го ранга С. Д. Зюзин). Каждый отряд двигался с интервалом в 7 минут после предыдущего. Для скрытности перехода моторы всех катеров были оборудованы на подводный газовыхлоп (значительно уменьшался шум мотора).

Противник обнаружил подход катеров на расстоянии 20-30 кабельтовых от входа в залив, немедленно включив прожектора и открыв мощный заградительный огонь. Катера на «самом полном» ходу с постановкой дымовых завес стремительно преодолели зону заградительного огня и ворвались в фьорд. Не снижая скорости, катера преодолели фьорд (имел прозвище «коридор смерти») и ворвались в гавань. Под сильным пулемётно-миномётным обстрелом катера подошли к причалам и высадили свои группы десантников в намеченных местах (только два катера из-за потери ориентировки произвели высадку в стороне от намеченных пунктов, из-за чего эти группы десантников не смогли принять участия в бою). Всего тремя эшелонами с 23:00 по 24:00 12 октября было высажено 552 человека. Шквальный артогонь противника исключал поддержку высаженного десанта огнём катеров, поэтому они после высадки немедленно покидали гавань. Основные силы десанта высаживались на причалы, часть – на берега фьорда для захвата береговых батарей.

Действия десанта на берегу


Остов немецкой артиллерийской позиции, Линахамари.

В жестоком ночном бою, часто переходящем в рукопашные схватки, к рассвету 13 октября порт Линахамари был очищен от врага. Однако часть важных пунктов в его окрестностях противник сумел удержать и опираясь на них, весь день 13 октября оказывал упорное сопротивление и даже неоднократно контратаковал. В помощь десанту вела огонь дальнобойная артиллерия флота сполуострова Средний, также была задействована авиация. За день боя удалось подавить сопротивление ряда оборонительных пунктов врага, что позволило вечером 13 октября перейти в наступление. Ночью на 14 октября и утром в Линахамари были переброшены значительные подкрепления частей Северного флота и сухопутных войск. В течение этого дня окрестности порта и важные дороги вдоль побережья были очищены от противника. 15 октября штурмом был взят город Петсамо (Печенга).

Занятие порта Линахамари лишало противника возможности эвакуации морем и имело важное значение для обеспечения дальнейшего наступления войск фронта и действий флота. Порт был превращен в основной пункт снабжения армии, флот получил важную базу в Варангер-фьорде.

Десантная операция была проведена на высоком уровне и увенчалась полным успехом. Залогом успеха стали дерзкий замысел, высокое мастерство командиров катеров и их отрядов, массовый героизм личного состава. В ходе дерзкого прорыва потери в кораблях составили – 1 торпедный катер и 1 сторожевой катер повреждены артогнем, но смогли произвести высадку и благополучно покинуть порт. Сторожевой катер СКА-428 сел на мель в порту, под огнём врага экипаж по приказу командира оставил катер и присоединился к десанту.

Награды

Большое количество участников десанта награждены орденами и медалями. Герою Советского Союза Александру Шабалинуприсвоено звание дважды Героя Советского Союза, командиры отрядов катеров С. Г. Коршунович и С. Д. Зюзин удостоены звания Героя Советского Союза. Из состава участников штурма мыса Крестовый удостоены звания Героя Советского Союза командир отряда майор И. П. Барченко-Емельянов, лейтенант В. Н. Леонов, разведчики С. М. Агафонов и А. П. Пшеничных.

Просмотров: 133
Источник:
Оцените статью:
Загрузка...

5 Случайных статей

Восстание форта «Красная Горка» и батареи «Серая Лошадь» — эпизод Гражданской войны на cеверо-западе России.

Создан:

Десант в порт Торо 15—18 августа 1945 года — морской десант, высаженный в ходе Южно-Сахалинской операции.

Создан:

Бой у кишлака Шаеста — боестолкновение Советских войск с большим числом понесённых жертв.

Создан:

Люблинско-Брестская операция — часть крупномасштабной наступательной операции «Багратион».

Создан:

Мифы о Сталине — совокупность разнообразных историй о личной и семейной жизни И. В. Сталина.

Создан:

Реклама

РЕКЛАМА

Комментарии

Оглавление