Княжеский шелом — особый тип шлемов на Руси с середины XII по XIII век. Эти шлемы были принадлежностью знатных людей, князей. Все они богато украшены золотом и серебром. На многих имеются изображения святых. Эти боевые наголовья выполняли рыцарскую функцию, как, например, чуть позднее — топфхельмы в Европе, или шлемы с личинами в Азии. В XIII веке в результате монгольского нашествия развитие данного типа шлемов прекратилось.
Описание
Эти шлемы характеризуются крутобокой сфероконической тульёй и полумаской, совмещённой с наносником. Наносник отличался особой формой — был клювовидно изогнут сверху вниз, а также по ширине в виде ребра жёсткости. К шлему крепилась круговая кольчужная бармица, полностью закрывавшая голову. Для этого по краям наносника и нижних выкружков для глаз делались отверстия, а на корпусе — петли. Тулья, как правило, состояла из трёх частей. Могла делаться рифлёной или гладкой. Многие находки без нижних выкружков для глаз — это, как правило, результат повреждения, однако нельзя отрицать существование шлемов с наносником без полумаски.
Упоминания о данных шлемах, как принадлежности князей, упоминается и в летописях. Известен случай, как князя Изяслава Мстиславича чуть не убили свои, поскольку шлем помешал его узнать:
Изаславъ же лежаше раненъ . и тако въсхописа . и ту хотиша и Киане пошци оубити . мнище ратного . не знаюче его . Изяславъ же реч̑ князь есмь . и единъ а них̑ реч̑ а такъ нъı еси и надобно и въıнза мечь свои . и нача и сачи по шелому бо же на шеломе надъ челом̑ А. Понтеломонъ златъ . и оудари и мечемъ . и тако вшибес шеломъ . до лба . Изяславъ же реч̑ азъ Изяславъ есмь . князь вашь . и сны съ себе шеломъ . и позна и . и то слъıшавше мнози . и въсхъıтиша и руками своими . с радостью око царя и княза |
В шлеме данного типа был и князь Игорь Святославич во время похода на половцев:
Игорь же башеть . в то время на коня . зане раненъ баше поиде к полкоу ихъ . хотя возворотити к полкомъ . оуразоумов же . Око далече шелъ єсть . А людии . и сои̑мѧ К шоломъ погънаше апать к полкомъ . того дало И . что бъıша познали кназа и возворотились Ж бъıша. |
Историография
Первый исследователь древнерусского вооружения А. В. Висковатов, имея в распоряжении шлем Ярослава Всеволодовича, классифицировал его как шелом и связал с норманнским влиянием. С учётом новых находок и других сведений это предположение позднее было пересмотрено. А. Н. Кирпичников на основе 6 образцов выделил крутобокие куполовидные шлемы с полумаской в отдельный тип и связал их появление с феодальными междоусобицами на Руси в XII веке и общей тенденцией к утяжелению защитного вооружения. Другого мнения придерживается М. В. Горелик. Он считает тип IV монгольским. Это предположение связано с тем, что значительная часть шлемов данного типа найдена в кочевнических погребениях или может быть связана с кочевниками, а также датирована XIII веком. Кроме того, Горелик приводит шлемы с тебризских миниатюр из рукописи Шахнаме 30-х годов XIV века, отдалённо напоминающие тип IV. Шлем Ярослава Всеволодовича Горелик приписывает его сыну Андрею, а утерю шлема связывает с неуспешным столкновением с карательным войском Неврюя. Однако большинство исследователей не разделяют эту точку зрения, хотя и русское происхождение не считается бесспорным. В настоящее время известно около 10 шлемов данного типа, из которых 3 найдены в кочевнических погребениях, а 5 — на территории Древней Руси. При этом, кроме шлема Ярослава Всеволодовича, Православной символикой отличается шлем из кочевнического кургана в румынской Молдове и гипотетически относимый к данному типу шлем из кургана в Ногайске, который не сохранился.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Наиболее известным представителем данного типа является шлем князя Ярослава (в крещ. Фёдора) Всеволодовича. Кроме того, по большому счёту именно с него началась история русского оружиеведения. Этот шлем был обнаружен осенью 1808 года крестьянкой Ларионовой у села Лыкова близ Юрьева-Польского. Он лежал на кольчуге, доспехи сильно проржавели. Крестьянка отнесла находку старосте деревни, который, увидев на шлеме образа, передал архиерею. Священник отправил эту находку Александру I, от которого она попала к историку А. Н. Оленину.
Он установил, что шлем с кольчугой были брошены Ярославом Всеволодовичем при бегстве с Липицкой битвы 1216 года в 20 верстах от неё. Форму тульи этого шлема определить проблематично по причине плохой сохранности. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками.
Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу своему Феодору». По краю шлема — орнаментальная кайма. Оформление схоже с владимиро-суздальской белокаменной резьбой. Возможно, что тулья является цельнокованной. Однако известно, что шлем не менее трёх раз переделывался и послужил нескольким хозяевам до князя Ярослава. В настоящее время хранится в Оружейной палате.