Острогожско-Россошанская наступательная операция | |
Дата: | 13 — 27 января 1943 года |
Итог: | Победа СССР |
Противники | |
СССР | Германия |
| Италия |
| Венгрия |
Командующие | |
Голиков Ф. И. | Максимилиан фон Вейхс |
Острогожско-Россошанская наступательная операция (13 — 27 января 1943 года) — боевые действия на южном участке фронта в период с 13 по 27 января 1943. Проводилась войсками Воронежского фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. И. Голикова совместно с 6-й армией Юго-Западного фронта в ходе общего наступления Красной Армии зимой 1942—43 годов.
В результате операции были разбиты 2-я венгерская армия и 8-я итальянская армия. В немецкой обороне была пробита брешь на стыке между группой Холидт на юге и группой армий «Б» на севере. Были созданы предпосылки для наступления на Донбасс и Харьков в феврале 1943.
Положение сил
В результате операций «Уран» и «Малый Сатурн» фронт немецкой группы армий «B» утратил свою целостность: связь правого фланга с группой армий «Дон» осуществляла только растянутая по фронту армейская группа Фреттер-Пико. У советских войск появилась возможность постепенного сокрушения немецкого фронта путём последовательного обхода открытого фланга. В случае окружения оборонявшейся на Дону 8-й итальянской армии открывался фланг 2-й венгерской и 2-й немецкой армий к югу от Воронежа, а также освобождалась железная дорога Воронеж — Лиски — Кантемировка — Миллерово. Окружение же группы армий «B» открывало путь для советских войск в тыл группы армий «Центр».
Задачи и планирование операции
Перед Воронежским фронтом ставилась задача разгромить 2-ю венгерскую и часть сил 8-й итальянских армий (22 дивизии), входившие в группу армий «B», оборонявшихся в районе Острогожск — Каменка — Россошь, освободить железнодорожный участок Лиски — Кантемировка (захват этой коммуникации позволял значительно улучшить снабжение действовавших в южном секторе фронта советских армий — эта задача стала основой плана операции) и, таким образом, создать условия для последующего наступления на курском и донбасском направлениях.
Важная роль в наступлении Воронежского фронта отводилась 3-й танковой армии (командующий — П. С. Рыбалко). В течение месяца, предшествовавшего операции, она железнодорожными эшелонами была переправлена из района Калуги (где находилась в резерве Ставки ВГК) на Верхний Дон и сосредоточивалась в районе Кантемировки. Здесь армия была усилена 7-м кавалерийским корпусом с 201-й танковой бригадой, двумя стрелковыми дивизиями и стрелковой бригадой, 8-й артиллерийской дивизией и другими соединениями и частями, также прибывшими из резерва Ставки ВГК. Марши от станций выгрузки в назначенные пункты совершались в условиях сильных морозов, частых снегопадов и сильных метелей.
Наиболее сильный удар предполагалось нанести со стороны слабо обеспеченного южного фланга группировки противника силами 3-й танковой армии. 5 января 1943 года командарм П. С. Рыбалко с командирами танковых корпусов, стрелковых дивизий, начальниками родов войск провел рекогносцировку местности. Было решено прорвать оборону противника южнее Новой Калитвы тремя стрелковыми дивизиями и стрелковой бригадой, усиленными танками непосредственной поддержки и артиллерией, а танковые корпуса и кавалерийский корпус использовать для развития успеха. 6 января в штаб 3-й танковой армии прибыли Г. К. Жуков и А. М. Василевский, а также командующий Воронежским фронтом Ф. И. Голиков. Командарм П. С. Рыбалко доложил свое решение на операцию, а командиры соединений — о состоянии войск и ходе их подготовки к наступлению. Оно намечалось на 12 января, но в связи со сложностями перегруппировок войск позже решили перенести начало наступления 3-й танковой, 40-й армий и 18-го отдельного стрелкового корпуса на 14 января.
Жуков и Василевский провели десятки совещаний в штабе Воронежского фронта и на местах, отрабатывая с командным составом детали реализации замысла. Кроме того, по свидетельству A.M. Василевского, он и Жуков ежедневно информировали Сталина о ходе подготовки операции. После завершения подготовки Жуков уехал, а Василевский оставался в войсках Воронежского фронта до 18 февраля.
Соотношение сил
Для проведения операции Воронежский фронт был усилен 3-й танковой армией (командующий — П. С. Рыбалко), а также 4-м танковым корпусом А. Г. Кравченко, 7-м кавалерийским корпусом С. В. Соколова, 111-й, 183-й и 322-й стрелковыми дивизиями, 8-й артиллерийской дивизией прорыва, 9-й артиллерийской дивизией ПВО, 4-й дивизией реактивной артиллерии и тремя лыжно-стрелковыми бригадами. Всего Воронежский фронт состоял из 23 стрелковых дивизий (средней укомплектованности 7 тыс. человек) и пяти стрелковых бригад.
Воронежскому фронту противостояли 28 соединений противника, преимущественно потрепанных в боях или легких. Венгерские пехотные дивизии по немецкой классификации были легкими, т.к. состояли из двух пехотных полков. Итальянские дивизии альпийского корпуса также были легкими, двухполковыми.
Советскому командованию удалось создать значительное превосходство на направлениях главных ударов (по пехоте в 2,3 — 3,7, по артиллерии 5 — 8, по танкам в 1,3 — 3 раза). Преимущество советским войскам давала техника в лице почти девяти сотен танков при крайне слабых противотанковых возможностях итальянских и венгерских дивизий.
Хроника событий
Наступление главных сил северной группировки началось 13 января, за сутки до намеченного срока, так как разведка боем, проведенная передовыми стрелковыми батальонами, выявила слабость обороны противника.
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
12.01.1943 | 107-я и 25-я гвардейские стрелковые дивизии на сторожевском плацдарме вклинились в оборону противника на 6-километровом фронте на глубину до 3-3,5 км |
13.01.1943 | На рассвете войска первого эшелона 40-й армии после артиллерийской подготовки перешли в наступление с рубежа, достигнутого 12 января 107-й и 25-й гвардейскими стрелковыми дивизиями. К исходу дня главная полоса обороны 7-й венгерской пехотной дивизии перед сторожевским плацдармом была прорвана на 10-километровом фронте. Состоялся танковый бой между советской 150-й танковой бригадой полковника Софронова И. В. и немецким 700-м отдельным танковым отрядом. Бой закончился разгромом немецкого отряда и пленением его командира. |
14.01.1943 | 6-я армия Юго-Западного фронта перешла в наступление. К исходу дня 40-я армия расширила прорыв до 50 км по фронту и до 17 км в глубину. 12-й и 15-й танковые корпуса прорвали оборону противника на 10-километровом фронте и продвинулись на глубину в 23 км, оторвавшись от пехоты на 6 — 8 км. При этом 15-й танковый корпус разгромил штаб XXIV танкового корпуса. Израсходовав всё горючее и боеприпасы, действуя в труднопроходимой для них местности, танковые корпуса простояли всю ночь на 15 января. Стрелковые соединения Красной армии, используя и закрепляя успех танковых корпусов, в течение дня продвинулись от 2 км на правом до 14 км на левом фланге. |
15.01.1943 | 12-й и 15-й танковые корпуса, пополненные боеприпасами и горючим, развернули преследование отходивших подразделений противника. К исходу дня их главные силы продвинулись на 20 — 35 км. Отрыв танковых корпусов от стрелковых войск в течение дня составил 15 — 25 км. Фронт наступления 3-й танковой армии к исходу дня был расширен до 60 км. Глубина продвижения танковых корпусов увеличилась до 40 — 50 км. Были созданы благоприятные условия для окружения и уничтожения основных сил 8-й итальянской армии во взаимодействии с 40-й армией и 18-м стрелковым корпусом. Введён в прорыв для образования внешнего фронта окружения 7-й кавалерийский корпус С. В. Соколова. |
16 — 19.01.1943 | Происходит окружение и рассечение вражеских группировок на три части. Первая в составе 19-й и 23-й венгерских пехотных дивизий, трех дивизий итальянского горного корпуса, различные части XXIV корпуса и 385-я немецкая пехотная дивизия была блокирована в районе Россоши. 10-я и 13-я венгерские дивизии и части 168-й пехотной дивизии были блокированы в Острогожске. Основные силы 168-й и 26-й пехотных дивизий, 1-й венгерской танковой дивизии были блокированы в коридоре между Иловской и Алексеевкой. |
19 — 27.01.1943 | Окончательная ликвидация расчлененной на части острогожско-россошанской группировки итальянских и венгерских войск. Бои в Острогожске и в районе северо-восточнее Алексеевки продолжались с 19 по 24 января. Первыми были уничтожены венгерские и отдельные части немецких войск в Острогожске. Город был взят штурмом в течение 19 и 20 января силами 107-й, 340-й, 309-й стрелковых дивизий и 129-й стрелковой бригады. Бо́льшая часть гарнизона была пленена или уничтожена в ходе боёв за город, но незначительной части удалось пробиться в район Алексеевки. Последним был ликвидирован котёл площадью около 150 км² в районе Россоши. Пытавшиеся прорваться на запад части противника попадали под удар перегруппировывавшихся к реке Оскол соединений 3-й танковой армии, а также частей 7-го кавалерийского корпуса у Валуек. 27 января остатки 3-й, 4-й и 156-й итальянских дивизий вместе с их штабами капитулировали. |
Результаты операции
Советские войска продвинулись на 140 км на запад и разгромили основные силы 2-й венгерской армии и 8-й итальянской армии. 15 дивизий были полностью разгромлены, ещё 6 потерпели поражение.
Был освобождён железнодорожный участок Лиски — Кантемировка, что позволило улучшить снабжение советских войск на южном секторе фронта. Было взято в плен около 86 тыс. солдат и офицеров противника. Овладение станцией Валуйки освободило рокаду Касторное — Ворошиловград.
Мнение противника
По мнению командующего группы армий «Дон» Э. фон Манштейна принципиальное значение зимой 194243 имело удержание Ростова-на-Дону до отвода с Кубани 1-й танковой армии:
Когда [освобождение из окружения 6 армии Паулюса] оказалось невозможным, перед группой армий во весь рост встала задача любыми средствами предотвратить еще большую катастрофу, угрожавшую отсечением всего южного крыла Восточного фронта. |
Именно для защиты Ростова были задействованы танковые силы группы Холидт и 4-я танковая армия. Участок фронта в большой излучине Дона между Белой Калитвой и Каменском прикрывали только венгерские и итальянские части. По словам Манштейна:
Для ведения боевых действий на новом для нас отрезке фронта по Донцу от Каменска до Ворошиловграда в нашем распоряжении не было никаких войск, кроме отошедших сюда остатков итальянской армии. Нельзя было не видеть, что Донецкий фронт группы армий «Дон» очень скоро может оказаться обойденным противником с запада. |
Единственным танковым соединением вермахта в районе среднего Донца была 19-я танковая дивизия находившаяся у Старобельска. 24 января дивизия под ударами превосходящих сил Красной Армии оставила Старобельск, однако ей удалось избежать окружения и пробиться на запад.
Поражение венгерских и итальянских армий привело к образованию широкой бреши в немецкой обороне в районе Ворошиловграда, однако Ростов немцам удалось удержать. В результате, 1-я танковая армия была успешно выведена с Кубани и уже в феврале 1943 приняла участие в отражении советского наступления на Донбасс.