Воздушная операция ВВС РККА против Финляндии в июне 1941 года | |
Дата: | 25 июня — 1 июля 1941 |
Место: | северный участок советско-германского фронта — Финляндия |
Итог: | Безрезультатный |
Противники | |
СССР | Финляндия |
Командующие | |
А.А. Новиков | Ярл Лундквист |
А.П. Ионов | |
В.В. Ермаченков | |
А.А. Кузнецов | |
Силы сторон | |
По советским данным — около 500 самолётов | По советским данным — около 500 самолётов |
Потери | |
По финским данным — свыше 70 самолётов | По советским данным — 130 самолётов |
Воздушная операция ВВС РККА против Финляндии 25 июня — 1 июля 1941 года — крупномасштабная операция советских ВВС в ходе Великой Отечественной войны с целью по уничтожению финской и немецкой авиации на аэродромах в Финляндии. Первая наступательная воздушная операция советских ВВС на советско-германском фронте.
Решение о проведении операции
22 июня 1941 года германские войска вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война. Финляндия продолжала соблюдать нейтралитет. 22-23 июня 1941 года штабы Северного фронта и Северного флота получили категорические указания «границу с Финляндией не переходить и не перелетать».
Вместе с тем, советское руководство располагало информацией о согласии Финляндии на участие в войне против СССР на стороне Германии, данном в начале 1941 года. В мае 1941 года генеральные штабы Германии и Финляндии согласовали планы совместных боевых действий, сроки мобилизации и срок вступления Финляндии в войну (через 14 дней после германского вторжения в СССР). В частности, предусматривалось использование германскими ВВС финских аэродромов, использование ими данных финской воздушной разведки сопредельных районов СССР и т. д. В высшем политическом и военном руководстве Финляндии преобладали настроения реванша за поражение в «зимней войне».
Поэтому через день после начала Великой Отечественной войны советское руководство приняло решение атаковать аэродромы формально нейтральной Финляндии. При этом оно исходило из точки зрения, что Финляндия готовы к нападению на СССР, а на финских аэродромах расположены самолеты Люфтваффе. И. В. Сталин не сомневался в предстоящем нападении Финляндии на СССР.
Главным инициатором нанесения превентивного удара по финским аэродромам являлся командующий ВВС Северного фронта генерал-майор авиации А. А. Новиков, который добился поддержки идеи такой воздушной операции у командующего Северным фронтом генерала М. М. Попова, и они совместно убедили Ставку Главного командования, что с финской территории готовятся воздушные налёты на Ленинград. В послевоенных мемуарах Новиков мотивирует своё решение так:
«Нужно было принимать срочные меры, чтобы избавить Ленинград от участи городов, подвергшихся яростной бомбардировке в первые же часы войны. Такими мерами могли быть наши активные действия в воздухе» — Новиков А.А. В небе Ленинграда (Записки командующего авиацией). — М.: Наука, 1970. Глава «Июнь-июль 1941 года» |
Также советское командование полагало, что в Финляндии базируются части 5-го воздушного флота Германии. По факту же там имелось 18 истребителей и разведывательных самолётов. В Ставке было принято политическое решение на проведение операции. 24 июня вышла директива Ставки за подписью маршалаС. К. Тимошенко, которая потребовала от Военного совета Северного фронта:
«Начать боевые действия нашей авиации и непрерывными налетами днем и ночью разгромить авиацию противника и ликвидировать аэродромы в районе южного побережья Финляндии, имея в виду пункты Турку, Малми, Парвоо, Котка, Холола, Тампере, в районах, приграничных с Карельским перешейком, и в районе, Кемиярви, Рованиеми. Операцию провести совместно с ВВС Северного и Балтийского флотов, о чём дать соответствующие указания командованию флотов». — Русский Архив: Великая Отечественная. Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. № 16 5(1). Москва, «ТЕРРА», 1996. — Документ № 3. — С.21-22. |
Операция была рассчитана на 6 суток.
Силы сторон
Для операции планировалось использовать значительные следующие силы советской авиации:
— части 1, 2, 5, 41 и 55-й авиадивизий ВВС Северного фронта (командующий ВВС генерал-майор авиации А.А. Новиков),
— 4-я смешанная авиационная дивизия ВВС Северо-Западного фронта (командующий ВВС генерал-майор авиации А.П. Ионов),
— 8-я и 10-я авиабригады ВВС Балтийского флота (командующий генерал-майор авиации В.В. Ермаченков),
— 72-й смешанный авиационный полк ВВС Северного флота (командующий генерал-майор авиации А.А. Кузнецов).
Финская авиация (командующий генерал-майор Ярл Лундквист) к началу июня 1941 года имела около 500 самолетов разных типов, из них в боевых частях 206 самолётов — 159 истребителей и 22 бомбардировщика, прочие – вспомогательные и учебные машины. 193 боеготовых самолета дислоцировалось на 17 аэродромах, причем ни на одном из них не находилось одновременно более 27 машин. Многие аэродромы были неизвестны советской разведке.
Ход операции.
К участию привлекалось одновременно 375 бомбардировщиков и 165 истребителей, но фактически 25 июня на цели вылетело около 300 самолетов. По словам А.А. Новикова, участвовало больше самолётов: 263 бомбардировщиков и 224 истребителей и штурмовиков устремилась на 18 наиболее важных аэродромов противника.
Первый налет был совершен в период с 4 до 4-50 часов утра 25 июня 1941 года на аэродромы Миккели и Йоройнен. Согласно докладам экипажей, там удалось разбить множество самолётов, повредить летное поле, разрушить ангары и склады.
За сутки 25 июня советская авиация по плану операции произвела 236 самолето-вылетов бомбардировщиков и 224 – истребителей, доложив об уничтожении на аэродромах до 30 неприятельских самолетов и еще 11 истребителей – сбитыми в воздушных боях. Советские потери составили 23 бомбардировщика, погибли около 100 лётчиков, в том числе 5 командиров эскадрилий; все истребители вернулись на базы. Командование пришло к выводу, что, несмотря на серьезные потери ударной авиации, налёты прошли успешно. Операцию решили продолжить.
Систематические удары по 39 финским аэродромам повторялись вплоть до 1 июля, хотя и с меньшей интенсивностью, чем в первый день операции. Некоторые базы, такие, как Утти, Лапенранта и Вертсиля, были атакованы по 8-10 раз. Подвергались ударам аэродром, порт и жилые кварталы города Турку.
Итоги операции и потери сторон
С советской точки зрения операция оценивалась как однозначная победа:
По данным воздушного фотоконтроля, советские летчики, атаковав в общей сложности 39 аэродромов, произвели около 1000 самолето-вылетов, уничтожили и вывели из строя 130 самолетов противника. Командование немецко-фашистских войск в Финляндии и Северной Норвегии было вынуждено оттянуть свою авиацию на дальние тыловые аэродромы и отказаться на ближайшее время от налета на Ленинград. Это была первая воздушная операция Советских ВВС. Она имела важное военное значение и подтверждала сохранившуюся боеспособность советской фронтовой авиации. — Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — М.: Наука, 1977. — Глава 2. |
В таком же духе подводит итоги и инициатор операции А.А. Новиков: «До 5 июля 1941 г. противник почти не действовал по нашим аэродромам в полосе Северного фронта. Были сорваны также его попытки подвергнуть в первые дни войны удару с воздуха г. Ленинград».
Всего же для решения поставленной задачи советские летчики выполнили 992 самолето-вылета. По разным публикациям, количество уничтоженных финских и немецких самолётов колеблется от 76 самолетов до 130 самолетов.
Оценка советских потерь сильно колеблется. В книге генерал-майора авиации, профессор М.Н. Кожевников, «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне» (М., «Наука», 1977 г.) указывается: «наша авиация потерь не имела». Данное утверждение не соответствует действительности, но количество потерь советской авиации отличается практически у каждого автора: «около 40 машин», 51 бомбардировщик и 20 истребителей,
Посчитав основные цели операции достигнутыми, в начале июля советское командование перебросило основную часть своих ВВС на борьбу против далеко прорвавшихся на ленинградском направлении войск группы армий «Север».
Финская сторона утверждает о том, её реальные потери были ничтожные: за 25–30 июня получили различные повреждения всего 12–15 самолетов, большинство из которых удалось быстро вернуть в строй. Лишь одна машина находилась в ремонте более года. потерь в воздушных боях финны не понесли, но 2 истребителя разбилось при посадке (возможно, из-за полученных в боях повреждений). Немецкая авиация потерь не имела (аэродромы, где находились немецкие самолёты в Финляндии, ударам советских ВВС не подверглись). На боеспособность финских ВВС такие потери повлиять не могли. Исходя из дальнейшего развития боевых действий (финское наступление в Карелии началось в запланированные сроки и активно поддерживалось авиацией), финская точка зрения представляется близкой к истине.
В реальности эффективность операции советских ВВС против финских аэродромов оказалась низкой. Многочисленная советская авиация не смогла нанести заметный урон значительно уступающему в численности противнику и сама понесла тяжелые потери. Причины:
– слабый боевой опыт советской бомбардировочной авиации,
— неумение командования организовать массированные действия ВВС — не имелось централизованной системы управления частями и соединениями (каждый из четырех штабов ВВС готовил и проводил операцию сам, без координации с другими), задачи ставились отдельно для каждой авиачасти без нанесения ударов крупными соединениями,
— преобладание отсутствия истребительного прикрытия,
— слабая разведка противника (расположение и количество самолетов на финских аэродромах известно не было, за аэродромы с большим количеством самолетов часто принимались мелкие и вспомогательные посадочные площадки, даже были случаи бомбежки отсутствующих в реальности финских аэродромов, после которых поступали доклады об уничтоженных там самолётах, при этом многие крупные аэродромы и базировавшиеся на них самолёты на всю операцию ни разу не подверглись бомбежкам),
— финское командование держало основные силы ВВС в глубине территории Финляндии,
— качественное превосходство подготовки финских летчиков-истребителей,
— низкая организация боевой работы в ВВС Красной Армии: многие экипажи не имели необходимых карт и не знали, что делать в случае потери ведущего или ориентировки; часто нарушалось взаимодействие между истребителями и бомбардировщиками; свои самолеты обстреливались и даже сбивались собственной зенитной артиллерией,
— наши аэродромы были битком забиты самолётами и расположены близки к границе, отсюда они подвергались ударам финских ВВС и даже артобстрелу, а также легко контролировались разведкой финнов,
— малое количество самолётов, выделяемых на атаку каждого известного аэродрома (15-20 машин, к тому же не одновременно, а группами с большим разрывом по времени), сброс бомб с большой высоты.
Самый большой урон СССР понес в дипломатической сфере – Финляндия получила полное моральное право объявить себя подвергшимся агрессии государством (хотя сама была уже готова к нападению на СССР вместе с гитлеровской Германией), что и было сделано на заседании парламента вечером 25 июня. Эта точка зрения широко использовалась в пропаганде внутри Финляндии и за её пределами. 26 июня Финляндия объявила войну СССР.